Публикации в прессе
История вопроса
Расследование
Фотографии
Документы
О нас
|
|
Ещё в момент приобретения площадей в «коммерческой»
части Культурно-общественного комплекса «Женский центр» (ранее именовался
многофункциональный комплекс «Эллина») в 2001 г., скептики предупреждали
некоторых долевых инвесторов: дескать не стоит лезть на рынок нежилых помещений
в центре Москвы… Теперь, по прошествии времени, мы приобрели бесценный опыт в
этой сфере и готовы им немного поделиться. О том какие опасности могут
подстерегать человека, огромным трудом скопившего кое-какой капитал на маленький
кусочек бизнеса и пойдет речь в этом расследовании.
Во многих рейтингах Москву
называют одним из самых дорогих городов мира. Это имеет под собой вполне
логичное толкование - воспользовавшись практически любой услугой или сделав
покупку, Вы становитесь одним из «спонсоров» длинной мафиозной цепочки. Сияющие
чистотой офисные и торговые центры в Москве лишь «надводная часть айсберга», а
главное скрывается под водой. Итак, мысленно вернемся в Москву конца 90-х…
Лихая братва, малиновые
пиджаки, подержанные 600-е и «бумеры»…незабвенная атрибутика первых лет русского
капитализма уже начинает меркнуть, и на арене появляется новая «совесть» нации -
скорее кровожадные насекомые, вылупившиеся из личинок тех самых братков. О своем
прошлом они вспоминают неохотно, или наоборот рассказывают байки о многолетнем
труде «в поте лица», ведь зачастую многих свидетелей их великого «становления»
уже просто нет в живых. Так вот, в это самое время происходит приватизация и
выкуп основной массы нежилых помещений трудовыми коллективами, которые
собственно и трудятся в них. Директоров эта ситуация крайне не устраивает – ведь
подчиненный из привычного быдла в один момент становится совладельцем ЕГО
предприятия на партнерских условиях!!! (Нормальная кстати практика в любой
цивилизованной стране). О том, что это имущество создавалось несколькими
поколениями наших предков, «красные директора» в момент позабыли, так же как и
свое былое участие в партсобраниях, соц. соревнованиях и т.п. Сидя в своих
кабинетах, они начинают придумывать серые схемы по сравнительно честному отъему
акций у «трудового элемента». Приведем лишь одну из них: людям по несколько
месяцев умышленно не выплачивается заработная плата, а «честный» директор, чтобы
помочь голодающим сотрудникам, предлагает на «личные средства» выкупить у них
акции. Многие от безысходности соглашались. Людей можно понять – за десятилетия
совдепии из них выбили все мысли, которые позволяли думать и принимать решения
как собственникам.
Бывшая «братва» здорово
ухватила эту ситуацию. Магазины, предприятия службы быта сами «плыли» им в руки.
Ведь разобраться с одним или несколькими владельцами (директором и его семьей)
было гораздо проще, чем с целым трудовым коллективом. Братки вернулись к хорошо
знакомому ремеслу: стали запугивать нагулявших жирок директоров, где не помогало
– просто убирали строптивцев. И к 2002 году порядка 90% лакомых торговых точек
просто перешло в руки главарей финансово окрепших преступных групп.
Но не все трудовые коллективы
сдавались без боя. Однако, если борцы оставались в меньшинстве, то делать им на
практически захваченном предприятии было нечего и стоял выбор: либо пожизненно
горбатиться на пахана, либо поднатужиться и открыть собственное дело.
Вот мы и возвращаемся к
началу – для дела нужно помещение, а где его взять?! Выкупить на вторичном рынке
практически нереально – громадный дефицит, сомнительная юридическая история
помещений, множество жуликоватых типов и риэлторских контор могут окончательно
похоронить идею уже после первого месяца поисков. Ситуацией умело
воспользовались и сотрудники префектур Москвы – если кто-то пытался выкупить
бывшую муниципальную собственность поймет о чем идет речь. В открытых списках
значился сплошной «неликвид»: подвалы старых хрущоб, разваленные склады и др.
Приличные объекты уходили сразу и нужным людям, а затем реализовывались
втридорога через «аккредитованные» риэлторские конторки, работавшие при каждой
префектуре.
У тех, кто не хотел платить
взятки либо не имел «приватных» связей с чиновниками, оставался единственный
выход - разыскать нежилое помещение на первичном рынке. Но и здесь покупателей
ждали сплошные капканы. Большая часть «нежилья» реализовывалась Правительством
Москвы через так называемые конкурсы, когда покупатель не знал даже точной цены!
Не надо подробно объяснять, что требовалось сделать для победы в таком конкурсе
– см. выше. Итог тот же – помещения оптом уходили спекулянтам.
Получался настоящий замкнутый
круг, приобрести помещение для работы представителям малого и среднего бизнеса
было практически нереально. И вот чудо! Одна из компаний с отличной в то время
репутацией («Социальная инициатива»), выставила на продажу 70%
многофункционального комплекса «Эллина», расположенного к тому же в центре
Москвы. Цены конечно кусались, но выбора не было. Рекламная компания проводилась
с размахом: тут и участие в строительстве Правительства Москвы и народной
артистки СССР Быстрицкой...
С дальнейшим развитием
ситуации Вы уже наверняка знакомы, если нет – почитайте другие материалы этого
сайта. Мы же продолжим освещать теневую жизнь «хозяев Москвы».
Схема современного розничного
бизнеса товаров и услуг устроена достаточно примитивно. Вы можете пройти по
любой центральной (и не очень центральной) улице Москвы, двадцать раз наткнуться
на ювелирные или модные бутики одежды и обуви и ни одного раза на булочную.
Мелочей, постоянно нужных в быту, Вы тоже вряд ли найдете. Почему? Ответ прост:
магазины, ранее принадлежавшие профильным торгам, а ныне захваченные
махинаторами (ой, простите – инвестиционными компаниями!), сданы в аренду по
единому принципу – принести своему новому хозяину максимальные барыши. Ведь
«новые хозяева» сами не торгуют. Зачем? На улице стоит очередь из «обезьян»
готовых платить 100 – 200$ за кв.м. в месяц (средние ставки в центре Москвы).
Чтобы окупить такую аренду, булок и батонов нужно продать не один эшелон! Но
такую же сумму можно выручить от реализации всего лишь горсти золотых изделий
или ящика мобильных телефонов, заложив «драконовскую» аренду в цену каждого
изделия. Совершенно другая картина получилась бы, если хотя бы часть магазинов
(ресторанов, туристических агенств, мастерских) принадлежала тем, кто в них
работает. Но в сложившейся обстановке это из области фантастики: после
многократных спекуляций стоимость нежилых помещений в Москве достигла
космических высот и купить (или построить) её могут опять-таки не трудяги и
ремесленники, а только полукриминальные структуры. И дальше по кругу: аренда –
товар – деньги – аренда… Теперь можно уверенно констатировать следующий факт:
несмотря на все заверения российского правительства в поддержке малого и
среднего бизнеса, численность такового неуклонно сокращается каждый год (как в
прочем и население в целом) – достаточно взглянуть на сводки налоговых органов.
А как можно работать в таких условиях, только на шнурки и заработаешь!
Может так Господу было
угодно, что в Некоммерческое партнерство «Цветной бульвар 30, 32-34» как раз и
объединились те самые представители малого и среднего бизнеса, пытающиеся
прорвать стальную оборону мафиозных структур, чтобы получить наконец свои
выстраданные помещения и реализовать единственную мечту – начать работать на
благо своих семей и города. |